Как установить домофон в многоквартирном доме правильно и кто отвечает за обслуживание
Свободный доступ в подъезд многоквартирного дома нарушает спокойное проживание в нем владельцев квартир. В холодное время года такие подъезды часто становятся пристанищем для шумных компаний подростков или местом ночлега для лиц без определенного места жительства. Война жильцов с незваными гостями может закончится порой трагедией.
В целях обеспечения безопасности проживания в многоквартирном доме устанавливают домофоны. Юридические вопросы проведения этого мероприятия вызывают споры и противоречия между собственниками квартир. Давайте разберемся, как установить домофон в многоквартирном доме в соответствии с законом.
Если не всем нужен домофон
Установка домофона начинается с общего собрания жильцов всего дома. Решение о необходимости монтажа устройства принимается при наличии положительного ответа более половины от общего числа собственников.
Среди жителей всегда находятся те, кто бывает против установки. Часто это бывают пенсионеры, которым жалко денег. Существуют и такие жильцы, которые считают, что ограничение доступа к подъезду нарушает их права. Трубку дома устанавливать они не собираются, а бегать вниз, чтобы впустить своих гостей им не очень удобно.
Невзирая на отказ от установки домофона некоторых собственников (если таковых менее 50%), решение будет считаться положительным.
Кто займется установкой
После принятия решения об установке, у жильцов возникает следующий вопрос «За чей счет устанавливается домофон?» Ответ на этот вопрос можно найти, исходя из способа управления домом.
Непосредственно собственниками квартир. В данном случае все собственники самостоятельно находят организацию, занимающуюся установкой домофонов. Заключают с ней договор и оплачивают все расходы по монтажу устройства и дополнительные суммы, связанные с установкой трубок домофона в квартире и покупке ключей. Если дверь в подъезде старая, требуется и установка новой входной металлической двери.
Управление домом осуществляет ТСЖ или управляющая компания. Именно эти организации соответственно и берут на себя ответственность за установку домофона. Но как показывает практика, компании могут оплатить лишь часть суммы. Остальные деньги собираются из карманов жильцов. Покупку полного набора ключей и установку трубки жильцы оплачивают дополнительно.
Обращаем ваше внимание на то, что после установки домофона, всем жителям дома должен быть озвучен код, по которому можно открыть дверь, если вы забыли или потеряли ключ.
В целях экономии средств произвести установку домофонной трубки можно и самостоятельно. Для этого не требуется профильного образования или специального оборудования. Главное правильно следовать инструкциям. Для монтажа трубки прокладывается телефонный кабель до квартиры. Провода подсоединяются к трубке согласно схеме. Прикрепить трубку к стене своими руками не так уж и сложно – достаточно ввернуть пару саморезов и повесить трубку на них.
Какой домофон выбрать
На российском рынке существует множество фирм, изготавливающих устройство для домофонов. Высокие технологии производства позволяют с каждым годом выпускать усовершенствованные модели. Каким будет домофон в доме – решать самим собственникам.
Выбирая домофон, стоит обратить внимание на систему коммутации. По этому параметру выделяют координатные и цифровые домофоны. Их различие состоит в проводе, благодаря которому идет подключение к квартирам.
При установке цифрового домофона, прокладывается одна линия для связи коммутатора со всеми квартирами. Координатная система устроена так, что к каждой квартире будет проложен отдельный провод, соединяющий её с коммутатором.
Сегодня цифровые домофоны считаются более надежными в работе. Но их цена превышает цену координатных в три раза.
Кто платит за обслуживание домофона
С момента установки домофон приобретает статус общедомового имущества и принадлежит всем собственникам квартир в доме. Согласно действующему законодательству за содержание и обслуживание имущества платят сами жильцы. После появления домофона в подъезде, в вашем почтовом ящике появится и новая квитанция.
Обязанность по выплате сумм за содержание этого устройства закрепляется и за теми собственниками, которые не устанавливали трубки в своих квартирах.
Раньше люди не думали, о том, что кто-то может зайти в их подъезд и причинить ущерб имуществу, которое в нем находится. В советское время и вовсе стояли деревянные входные двери, а на лестничных площадках цвели цветочки в горшочках.
Возможно, причиной вандализма подъездах стали лихие 90, когда нравственность народа желали лучшего. Вот тогда и стали придумывать и устанавливать различные средства защиты от недоброжелателей. Сперва это были кодовые замки, устанавливаемые ЖКХ, после их сменили домофоны. Посмотрим, что еще изобретут для защиты общедомового имущества.
Читайте другие интересные статьи на сайте, оставляйте комментарии и рассказывайте о нас своим друзьям!

Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме
Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.
Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме устанавливает п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. В него входят:
- межквартирные лестничные площадки,
- лестницы,
- коридоры,
- технические подвалы, в которых есть инженерные коммуникации,
- иное оборудование, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения.
Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Порядок установки и подключения домофона
Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).
На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.
Управляющая организация не может требовать от собственников уплаты отдельной услуги «Обслуживание домофона» (письмо Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14). Этой же позиции придерживается Минстрой РФ в своём письме от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД».
Если решения общего собрания собственников об установке домофона или оплате его обслуживания нет, и управляющая организация решила установить его самостоятельно, она не сможет впоследствии предъявить собственникам плату за установку обслуживание запирающего устройства.
Обслуживание домофона
Работы и услуги, оказание и проведение которых требуется для поддержания работы домофона, должны быть указаны в договоре на обслуживание и ремонт запирающих устройств, заключенным между управляющей и подрядной организацией. Вот их примерный перечень:
- технический осмотр оборудования,
- ремонт домофона,
- выезд для устранения неполадок в работе домофона,
- восстановление линий связи.
В договоре обслуживания по желанию собственников можно предусмотреть другой перечень работ и услуг.
Если подрядная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору обслуживания, это может послужить причиной для отказа от её услуг. Принять решение о смене подрядчика можно только на общем собрании собственников помещений в МКД.
Бывают случаи, когда домофон не работает на протяжении нескольких месяцев, а управляющая организация перечисляет подрядчику плату за его обслуживание и включает её в квитанции. В таком случае любой из собственников помещений в МКД может потребовать у управляющей организации сделать перерасчёт с того дня, когда домофон перестал работать.
Определение стоимости обслуживания домофона
Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Как правило, подрядные организации сами устанавливают размер платы за свои услуги.
Управляющей организации стоит помнить о том, что размер платы за обслуживание запирающих устройств, который они включают в тариф на содержание и ремонт общего имущества, должен быть обоснован. Любой собственник может обратиться в УО и запроситьрасшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
Провести общее собрание собственников и решить вопрос по оплате домофона в многоквартирном доме гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%». Елизавета Ланковская
Полезная статья?
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов &ndash, установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.

Является ли домофон общим имуществом многоквартирного дома
Вопрос
Входит ли в состав общего имущества многоквартирного дома — домофонное оборудование (домофон), размещенное в местах общего пользования многоквартирного дома.
Имеет ли право общее собрание дома принимать решения (исполнения, которого обязательно для всех жильцов) о включении платы за обслуживание домофона отдельной строкой в едином платежном документе.
Ответ
На основании пункта 7 вышеуказанных постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила) к составу общего имущества многоквартирного дома отнесены домофоны.
Если домофон предусмотрен проектом многоквартирного дома, он автоматически вносится в состав общего имущества данного дома.
Если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, но по факту установлен, он на основании прямого требования законодательства (пункт 7 Правил, статья 36 ЖК РФ) должен быть внесён в состав общего имущества многоквартирного дома.
Решение вопроса о внесении домофона в состав общего имущества (увеличение состава общего имущества многоквартирного дома) осуществляется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Следовательно, обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона возлагается именно на управляющую организацию. Обслуживание домофона входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.
Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества. Данная оплата, при наличии в составе общего имущества запирающего устройства, должна быть включена в строку «содержание и ремонт» или выделена в квитанции дополнительной строкой «Обслуживание домофона». Главное, чтобы у управляющей компании не возникло двойного платежа за одну и ту же услугу.

Станьте первым!