Права потребителей при оказании услуг домофонной связи
В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступают устные и письменные обращения потребителей по вопросу качества оказания услуг домофонной связи и взимания платы за данную услугу.
Отношения с участием потребителей в сфере оказания услуг домофонной связи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), в части, не урегулированной ГК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительност ь», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества и Правила изменения размера платы), Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 года № 1025 (далее по тексту Правила бытового обслуживания населения) и иными нормативными правовыми актами.
Закон № 2300-1 применяется в этом случае, если он не противоречит ГК РФ и специальному закону. Исходя из смысла статьи 39 Закона № 2300-1 в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают по действие главы III Закона № 2300-1, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона № 2300-1, а ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг.
Согласно положениям пункта 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда фактически возникающие гражданские отношения прямо не урегулированы законодательство м или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство , регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
По общему правилу, закрепленному пунктом 2 статьи 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров и в определении любых, не противоречащих законодательству , условий договора.
В соответствии с ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. У органов государственной власти ограничены полномочия по управлению собственностью граждан и в настоящее время жилищные услуги (содержание и ремонт жилого помещения) не регулируется государством, кроме муниципального жилья.
В соответствии со статьёй 4 ЖК РФ определена сфера регулирования жилищного законодательства . Перечень отношений, подлежащих регулированию, является исчерпывающим. Предоставление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), а также порядок внесения платы за них подлежит регулированию жилищным законодательство м. Оплата запирающего устройства не относится к оплате за коммунальные услуги и государственному регулированию не подлежит. Так в перечень коммунальных услуг входят (отопление, водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение (подогрев воды), электроэнергия, газ). При этом, жилищным законодательство м, порядок предоставления и оплаты каких-либо иных (прочих) услуг, кроме услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг не регулируется.
Домофонная система (входная дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитног о замка и блоком коммутатора) не является собственностью одного жильца, а принадлежит всем собственникам квартир, то есть является общедомовым имуществом (подпункт «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Переговорное устройство, находящееся в квартире является собственностью владельца квартиры (пункт 1 статьи 218 ГК РФ). В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Таким образом, собственник квартиры, даже не имеющий домофонной трубки, обязан оплачивать услугу домофона.
Решение о подключении и техническом обслуживании системы ограниченного доступа в подъезд осуществлялось от имени и по поручению собственников многоквартирного дома, принятом на общем собрании, то есть данная система автоматически запирающих устройств дверей подъезда в соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества, входит в состав общего имущества многоквартирного дома.
В этой связи следует иметь ввиду, что бремя возмездного содержания общего имущества, изначально связанное с долей в праве на это имущество, относится к отношениям собственности, а не потребительским правоотношениям, то есть оно не является услугой по смыслу Закона № 2300-1. По этой причине не подпадает под действие главы III указанного Закона № 2300-1, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг).
Предоставление услуги «запирающее устройство» осуществляется на договорной основе.
Согласно вышеуказанному Порядку, вопрос об установке, модернизации и обслуживании запирающего устройства, домофона (далее по тексту – запирающее устройство), должен решаться на общем собрании жильцов подъезда (дома). Решение общего собрания оформляется протоколом, обязательным приложением к которому является поквартирный список жильцов, в котором указываются: номер квартиры, фамилия нанимателя или собственника жилого помещения, а также подписи граждан, участвующих в собрании. Необходимо отметить, что процент голосов, которым принимается решение о функционировании запирающих устройств за счет средств населения, должен составлять не менее 80% от общего количества нанимателей и собственников квартир. На основании протокола управляющей организацией или каждым собственником/на нимателем персонально, заключается договор с подрядным предприятием на выполнение работ по установке, модернизации и обслуживанию запирающего устройства. При этом плата за выполнение работ по обслуживанию запирающего устройства включается в перечень услуг отдельной строкой и относится к прочим целевым сборам.
Решение общего собрания собственников помещений в МКД является обязательным для всех собственников помещений дома, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Также данное решение собственников помещений в МКД является обязательным и для управляющей организации.
Кроме того, плата за домофон не входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги, определенные в соответствии со статьей 154 ЖК РФ.
По общему правилу, закрепленному в статье 309 ГК РФ и в пункте 1 статьи 4 Закона № 2300-1 исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы (услуги) исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), пригодную для целей, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях выполнения работы (оказания услуги), он обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим целям. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить ее в полном соответствии с этими требованиями.
Правовые последствия обнаружения потребителем недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) регламентируются статьей 29 Закона № 2300-1, согласно пункту 1 которой потребитель по своему выбору вправе требовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги), возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
В порядке информации сообщаем, что первоначально претензии, связанные с нарушением прав потребителей, должны адресоваться непосредственно исполнителю, на юридический адрес которого можно направить письмо с уведомлением о вручении, в котором изложить свои требования. При неудовлетворении требований исполнителем в добровольном порядке спор может быть разрешён исключительно судом, так как правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти.
В соответствии со статьей 28, частями 7 и 10 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 2300-1 потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии со статьей 89 ГПК РФ и пунктом 3 статьи 17 Закона № 2300-1, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Кроме того, потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела – отдельным заявлением истца).

20.04.2016 | Минстрой разъяснил порядок обслуживания домофонов
Минстрой России письмом от 11.04.2016 N10686-АТ/04 дал разъяснения по вопросу обслуживания домофонов. В письме указано, что домофоны являются общим имуществом собственников помещений МКД, общее собрание собственников которых может принять решение либо либо о включении работ по обслуживанию домофона в состав работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (с внесением соответствующих изменений в Договор управления), либо о заключении отдельного договора обслуживания с организацией, управляющей МКД, или с иной организацией, осуществляющей обслуживание домофонов. Некоторые выводы Минстроя представляются сомнительными.
Минстрой указывает: «Домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме, и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме». Мнение Минстроя представляется некорректным, поскольку из факта, что объект (система, оборудование и т.п.) обладает признаками общего имущества, вовсе не следует, что такой объект автоматически считается общим имуществом.
Пункт 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных ПП РФ от 13 августа 2006 г. N 491, устанавливает:
«1. Состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее – собственники помещений) – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества,
б) органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества,
в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Приведенный перечень лиц, определяющих состав общего имущества, является исчерпывающим, иных вариантов отнесения объектов к общему имуществу, кроме как по решению перечисленных в ПП РФ от 13.08.2006 N491 лиц и в перечисленных случаях, быть не может. Поэтому, вопреки мнению Минстроя, сами факты существования домофона и его обладания признаками общего имущества не являются основаниями включения домофона в состав общего имущества.
Минстрой в своем письме указывает: «В случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ». Данное утверждение не вызывает сомнений, поскольку для включения обслуживания домофона в договор управления необходимо принять домофон в состав общего имущества, установить перечень работ по его обслуживанию и определить стоимость этих работ. Следовательно, наличие в договоре управления работ по обслуживанию домофона означает реализацию всех перечисленных действий.
Далее Минстрой указывает: «В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона».
С этим утверждением невозможно согласиться. Отсутствие в составе работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества технического обслуживания домофона означает, что в рамках Договора управления такое обслуживание невозможно. При этом общее собрание собственников не уполномочено утверждать условия неких иных договоров, обязанность заключения которых была бы установлена для каждого собственника помещения МКД. Разумеется, никто не запрещает одному, нескольким или всем собственникам заключить дополнительный договор на обслуживание домофона с управляющей организацией или иным лицом. Однако в случае, если собственник какого-либо помещения не желает подписывать такой договор и оплачивать обслуживание домофона, его невозможно понудить к этому решением общего собрания собственников, поскольку статья 44 ЖК РФ не наделяет ОСС такими полномочиями.
Минстрой аргументирует свое спорное утверждение следующим образом: «Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном статьями 44 – 48 ЖК РФ или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений».
Приведенный аргумент представляется несостоятельным. Как уже упоминалось ранее, статья 44 ЖК РФ не наделяет ОСС такими полномочиями (как и статьи 44.1 – 48 ЖК РФ). Глава 9.1 ГК РФ регулирует собрания участников гражданско-правовых сообществ (часть 2 ст.181.1 ГК РФ), к которым затруднительно отнести собственников помещений многоквартирных домов. Кроме того, правила, установленные главой 9.1 ГК РФ, «применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное» (часть 1 ст.181.1 ГК РФ), при этом полномочия и порядок проведения ОСС помещений МКД установлены ЖК РФ.
Исходя из сказанного, представляются верным только два варианта обслуживания домофона:
- Включение домофона в состав общего имущества, а работ по его обслуживанию и стоимости этих работ в Договор управления МКД,
- Заключение договоров на обслуживание домофона с УО или любым другим лицом исключительно теми собственниками помещений МКД, которые добровольно изъявили желание такие договоры заключить.
Дополнительно необходимо напомнить, что письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами, о чем неоднократно заявлял сам Минстрой.

Установка домофона в многоквартирном доме
В этой статье рассмотрим наиболее популярные способы реализации системы контроля управления доступом в многоквартирных жилых домах на базе оборудования компании Vizit
Основной задачей монтажа домофонной подъездной системы является необходимость ограничения доступа в подъезд посторонним третьим лицам, которые не являются жителями, а скорее в некоторых случаях нарушают покой жильцов дома.
Подобную систему контроля доступа можно сравнить с установкой обычного домофона в частном доме, только в значительно большем масштабе.
В самом распространенном варианте такая система реализуется следующим образом:
Естественно перед началом работы специалист должен обследовать объект, а жильцы дома могут высказать свои пожелания в которые могут входить следующие вопросы:
Теперь рассмотрим наиболее популярные структурные схемы монтажа домофонов в жилом доме
Установка контроля доступа для подъезда на 20 квартир (стандартный вариант для подъезда 5-ти этажного дома)
В данном случае в качестве основного узла используется коммутатор доступа Vizit БУД-302К-20 к которому можно централизованно подключить до 20 квартир.
Как видно из рисунка, каждому жильцу квартиры устанавливается аудио трубка. На входной двери устанавливается вызывная панель и электромагнитный замок.
Выше представленная схема является типовой и самой распространенной. В зависимости от количества квартир, контроллер подбирается в соответствии с требуемой емкостью системы на 40, 80, 100, 200 квартир.
Так же может быть реализована и распределенная схема. В этом случае к блоку управления могут подключаться контроллеры разной емкости от 4 до 100 абонентов по общей сигнальной линии связи, а к этим контроллерам подключаются абонентские домофоны. Такая схема так же может быть удобной при большой емкости системы, что позволит значительно сократить затраты на кабельное хозяйство и монтажные работы.
Два уровня доступа
Данная схема позволяет реализовать два рубежа прохода:
- Первый рубеж – входная подъездная дверь
- Второй рубеж – поэтажная вызывная панель с собственным элекромагнитным замком
Не самая распространенна, но не менее интересная схема.
В данном случае мы можем добавить в первую схему доступа следующее оборудование:
- Блок коммутации мониторов БКМ-444
- Вызывную панель на 4 канала БВД-444СР-4
Если в доме присутствует консьержка, возможно сделать ее оператором по умолчанию. Гости всегда нажатием кнопки доступа смогут пообщаться с ней и по необходимости получить доступ. Для реализации поставленной задачи в первую схему нужно добавить:
- Установить блок управления пультом консьержа
- Установить пульт консьержа
В этой статье мы рассмотрели наиболее популярные схемы монтажа домофонов в многоквартирных жилых домах.
Безопасная Кубань выполняет слаботочные работы любой сложности: установка, монтаж, обслуживание, настройка по Краснодару и Югу России

Станьте первым!